СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Уважаемые родители!
В сложившейся ситуации мы можем проводить
время с пользой для здоровья. Это не только
развитие интеллектуальных способностей, навыков чтения, счета, но и
забота о физическом здоровье. Нам
помогут спортивные упражнения, которые немыслимы без правильного дыхания.
Правильное дыхание очень важно и для речи, так
как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание
влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Неправильное дыхание:
- Когда ребёнок дышит ртом;
- Когда у ребёнка поверхностное дыхание (при
вдохе поднимаются плечи);
- Когда ребёнок не может произнести фразу из 3-4
слов на одном выдохе и добирает воздух;
- Когда у ребёнка воздушная струя недостаточной
интенсивности.
Указанные симптомы могут говорить о
недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и
необходимости её тренировать.
Дыхательные упражнения помогают
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого распределения
выдоха используются различные предметы.
Упражнения на развитие правильного дыхания:
- Пластмассовые или бумажные кораблики, ёмкость, наполненная
водой. Перед ребёнком стоит задача
дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или другие плавучие легкие предметы
– очень хорошо для этой цели использовать пластмассовые яйца от
2киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик
дальше уплывёт.
- Бумажные бабочки, птички, самолётики подвешивают на нитках, на леске, располагают на
различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической
практике для отработки длительного плавного выдоха.
- Шарики для пинг-понга, карандаши, ватные шарики. Всё это можно использовать для перемещения по
столу с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из
конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота – получится
импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто
быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота.
- Упр. «Буря в стакане» (Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой,
трубочки для коктейлей).
Нужно взять два стаканчика. В один налить много воды, почти до краёв, а
в другой – чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку
слабо, а в стаканчик, где мало воды – дуть сильно. Задача ребёнка так играть,
чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребёнка на слова:
слабо, сильно, много, мало.
- «Мыльные пузырьки». Можно
купить эту игрушку в магазине, а можно сделать её своими руками.
- «Свечи». Ребёнок
выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щёк и медленный выдох,
задувая по очереди зажженные свечи.
- Воздушные шары, надувные игрушки. Используются для развития интенсивности выдоха.
Очень важное упражнение для развития диафрагмального дыхания Инструкция:
представьте, что живот – это воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос,
живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем.
При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди.
Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.
Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое
правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине
– для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и
наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по
1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится
спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать
свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям,
испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными
заболеваниями.
Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики
(по А.Н. Стрельниковой)
1. Упражнение
“Ладошки”.
И. п.: встать прямо,
поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный,
активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный
через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2. Упражнение
“Поясок”.
И. п.: встать прямо,
сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с
силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка
кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.
4.Упражнение “ Кошка”.
И. п.: встать прямо,
кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые
приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным
коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону
(как будто кошка хо чет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить
8 раз.
7. Упражнение “Повороты
головы”.
И. п.: встать прямо,
руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без
остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется
пассивно между вдохами.
8. Упражнение
“Ушки”.
И. п.: встать прямо,
Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный
вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется
пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.
10. Упражнение
“Перекаты”.
И. п.: правая нога
впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.
Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на
правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади
левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется
пассивный выдох. Вы полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. Упражнение
“Танцевальные шаги”.
И. п.: встать прямо,
руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу,
слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение —
пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу,
— вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.
Парадоксальная
гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. При
выполнении комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики
динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение
соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях,
сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох —
пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых
губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через
рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.
Желаем успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий